Научить детей играть, значит –
научить жить.
Игра - дело серьезное. "Каков
ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому
воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре." Эта мысль принадлежит А. С.
Макаренко, замечательному педагогу, большому поборнику детской игры.
Ни к одной деятельности
ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а
значит познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет
воспитательных возможностей игры.
Игра – путь к познанию ребенком
самого себя, своих возможностей, способностей, своих “пределов”. Самопроверка
всегда побуждает к совершенствованию.
Уже поэтому детские игры – важное
средство самовоспитания. Ребята преодолевают в игре
иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности
и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать
друг друга. Ребенок, вволю наигравшись в
детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.
Все игры индивидуальны и требуют
индивидуального подхода. Но существуют и общие правила.
Правило первое: игра не должна
включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако
нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе: игра требует
чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение
отдельными играми в ущерб учебе. Игра не должна быть излишне азартной, унижать
достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за
поражение в игре.
Правило третье: не будьте
занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих
и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте
специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное
время: “Давай-ка, займемся шахматами!” Не прерывайте, не критикуйте, не
смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и скляночки. Или учитесь играть
вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то
интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.
Правило четвертое: не ждите от
ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы
вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение.
Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим
ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого
придумываем мы игры, затеи.
Правило пятое: поддерживайте
активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они
смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но
игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по
принципу “чем бы дитя ни тешилось”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий